Организация диспетчерского управления ФОРЭМ

Материалы о физике / Организация рынка электроэнергии ФОРЭМ в России / Организация диспетчерского управления ФОРЭМ

Целью диспетчерского управления Федерального оптового рынка электроэнергии и мощности (ФОРЭМ) является обеспечение реализации договорных отношений и системных услуг между субъектами оптового рынка при сохранении надежности функционирования ЕЭС. Эти функции возложены на системного Оператора ФОРЭМ, «ЦДУ ЕЭС России», основными задачами которого являются:

- осуществление управления параллельной работой технологических систем ЕЭС России путем круглосуточного централизованного оперативно - технологического управления ЕЭС России по условиям надежности, устойчивости и оптимальных режимов субъектов ФОРЭМ и ЕЭС России в целом;

- оценка технологических ограничении при заключении договоров на ФОРЭМ;

- согласование балансов электроэнергии (мощности) на год (квартал, месяц) в части учета технологических ограничений (сети каскады ГЭС и т.д.);

- осуществление оптимальных распределений нагрузок электростанций на сутки вперед;

- регулирование и поддержание нормированных уровней качества электроэнергии (частота , напряжение)

- обеспечение режимов работы ЕЭС России исходя из критерия экономичности и надежности в соответствии с Правилами работы ФОРЭМ;

- подготовка информации для Оператора торговой системы ФОРЭМ о причинах отклонений фактического режима от планового;

- сбор и оперативная обработка информации о поставленной и полученной субъектами ФОРЭМ электроэнергии (мощности) в целях передачи указанной информации Оператору торговой системы ФОРЭМ для организации расчетов на оптовом рынке в рамках договоров, заключаемых на ФОРЭМ

Повышение качества диспетчерского управления в условиях функционирования оптового рынка тесно связано с развитием оперативно-информационных комплексов (ОИК), на основе современных технических средств сбора, обработки, передачи и отображения информации, так как одним из основных требований к информационной инфраструктуре объекта управления является адекватность отображения договорных параметров электрических режимов средствами ОИК. По данным [1] для формирования суточной отчетности о фактических режимах в практике диспетчерского управления используется 3 источника информации:

- данные ОИК (среднечасовые, среднеполучасовые значения мощности);

- данные автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии АСКУЭ (среднечасовые, среднеполучасовые значения мощности, энергия за сутки);

- данные систем учета (энергия за прошедшие сутки по визуально снятым показаниям счетчика), передаваемые по телефону, электронной почте или иными средствами для ежедневной отчетности о балансах энергии (так называемая «оперативная статистика»).

Отдельные отчетные данные (например, энергия за сутки), взятые из различных источников, могут не совпадать. Использование нескольких источников оперативных и отчетных данных о режимах субъектов рынка приводит к «информационной неопределенности управления», проявляющейся в большем или меньшем несоответствии информации, по которой осуществляется оперативное управление, и отчетной информации, необходимой для финансовых расчетов на ФОРЭМ. Поэтому создание всеобъемлющей концепции информатизации деятельности органов диспетчерского управления является приоритетным направлением совершенствования ФОРЭМ.