Конструкция и материал проводов
Существенными недостатками низколегированных и бронзовых проводов являются меньшая проводимость по сравнению с медными, более трудный монтаж вследствие повышения жесткости.
Для замены меди менее дефицитными металлами применяют сталеалюминиевые и сталемедные провода (рис.4, д, е). Сталеалюминиевые провода имеют снизу стальную часть и алюминиевую сверху. Стальная часть для связи с алюминиевой имеет наверху гребень в виде ласточкиного хвоста и поперечную насечку, которая препятствует продольному смещению алюминиевой части относительно стальной. Существенным недостатком провода является коррозия стальной части, вызывающая искрение, повышенный износ контактных вставок токоприемников и ухудшение токосъема.
Сталемедные провода имеют - стальной сердечник, покрытый медью, общий объем которой составляет 50-60% объема, провода. Значительное уменьшение электрической проводимости ограничивает применение сталемедного провода для пассажирских линий. Провода применяют на малозагруженных, второстепенных линиях и деповских путях.
Контактные провода изготавливаются круглого, фасонного и фасонного овального профилей (см. рис.4, а, б). В сетях трамвая и троллейбуса применяют провода фасонного профиля. Провода овального профиля, в котором уменьшен вертикальный размер и увеличен горизонтальный, применяют для открытых местностей (насыпи, дамбы и др.). для уменьшения ветровой нагрузки. Технические характеристики контактных проводов приведены в табл. 1.
Поверхность провода должна быть гладкой, ровной, без трещин, закатов, расслоений. На новом проводе допускаются незначительные забои и царапины, если после их зачистки размеры провода не выходят за пределы допустимых отклонений.
Для отличия от медных на верху бронзовых контактных4 проводов имеется одна канавка (рис.4, в), а на верху низколегированных - две симметрично расположенные канавки (рис.4, г).
На линиях трамвая и троллейбуса находят применение медные и бронзовые провода сечением 85 и 100 мм*. Провода сечением 65 мм2 могут быть применены на второстепенных (грузовых, а также редко используемых) линиях, на территориях депо, мастерских и заводов.
Сталеалюминиевый провод марки ПКСА-80/18 имеет некоторые ограничения по его применению. Не допускается использование сталеалюминиевых проводов в сетях трамвая, где на токоприемниках применяются алюминиевые контактные вставки. При токосъеме наблюдается большое искрение и выгорание алюминия вставки с образованием больших раковин и зазубрин. При дальнейшем следовании вставка с испорченной контактной поверхностью наносит повреждение проводу, подвеске и арматуре.
В сетях трамвая допускается монтаж сталеалюминиевого провода в случаях, когда подвижной состав оборудован токоприемниками с угольными или металлокерамическими контактными вставками специального состава, приспособленного для. работы по стальной поверхности. Не следует монтировать сталеалюминиевый провод на сетях трамвая и троллейбуса в приморских городах и городах с повышенной химической активностью воздуха вследствие короткого срока службы, вызванного коррозией. Не рекомендуется применение его на территориях троллейбусных депо, ремонтных мастерских и заводов. Здесь по техническим причинам имеют место неупорядоченные передвижения троллейбусов, движения с большим отклонением от проводов, подача назад без перевода штанг, вызывающие сходы штанг и, как следствие, повышенную повреждаемость проводов - в данном случае в виде пережогов.
Сталеалюминиевые провода монтируют на троллейбусных линиях во вновь создаваемых хозяйствах и при развитии на вводимых в эксплуатацию линиях значительной протяженности. Промышленность поставляет провод намотанным на деревянных барабанах. Длина провода на одном барабане 1000-2500 м.